Фэндом

Memory Alpha

Униформа Звёздного флота

1000статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Униформа Звёздного флота – официальное обмундирование, которое носят служащие Звёздного флота Федерации (первоначально – Звёздного флота единой Земли). Такая форма отвечает потребностям сотрудников вне зависимости от того, чьи обязанности они выполняют в данный момент – учёного, исследователя или военного.

Оригинальный сериал Править

Файл:Green and Berkeley.jpg

В «Оригинальном сериале» (2250–2270-е гг.) костюм мужчин, служащих на борту USS Энтерпрайз (NCC-1701), состоит из цветного кителя, значка в форме стилизованного наконечника стрелы на левой стороне груди, темно-серых брюк (на экране они выглядят чёрными) и чёрных ботинок. Женщины обычно носят официальное платье, чёрные колготки и ботинки, хотя иногда их можно видеть и в «мужской» форме. У женщин настолько короткие юбки, что впоследствии это прокомментировали в эпизоде «Испытание трибблами» (DS9).

Система званий Звёздного флота восходит к званиям, применявшимся в морских флотах Земли. Звание обозначается золотой тесьмой на рукавах, сплошной или прерывистой. Цвет кителя обозначает подразделение, к которой принадлежит служащий; в тот же цвет окрашены воротник и нижняя рубашка. В пилотных сериях («Клетка», «Куда не ступала нога человека») экипаж носил форму следующих цветов:

  • командный состав – жёлто-зелёный (на экране выглядит жёлтым или золотистым);
  • научный и медицинский персонал – синий;
  • сотрудники безопасности – красный;
  • прочие – бежевый.

В следующих сериях цвета несколько изменились: рулевой также носит жёлто-зелёную форму, оперативный и инженерный персонал – красную, а воротники и нижние рубашки приобрели чёрный цвет. Некоторые члены экипажа носят под красным костюмом белую рубашку. Частая гибель персонажей в красной форме породила шуточный термин «краснорубашечники».

Рисунок на значке также указывает на подразделение: звёздочка обозначает командиров, скрещенные круг и овал – учёных и медиков, угловатая спираль – прочих сотрудников. Исключением является серия «Куда не ступала нога человека», где второй и третий символ поменялись местами.

В пилотных сериях нарукавная нашивка у офицеров представляет собой одиночную полосу (двойную у капитана Кирка). У начальников подразделений полоса выглядит иначе, а у рядовых членов экипажа она отсутствует. Форма команды высадки включает в них также серый китель с серебряной нарукавной полосой и (опционально) серую фуражку. Кое-где в «Оригинальном сериале» капитан Кирк носит зелёную рубашку; знаки различия представлены нашивками у воротника, а значок прикреплен в районе талии наподобие пряжки пояса.

В некоторых случаях члены экипажа носят парадную форму. Она изготовлена из переливающейся ткани, украшена золотым шитьем, а также цветными эмблемами (цвет в данном случае обозначает звание). Легче всего определить цвет этой формы у командиров, так как их зеленоватые мундиры блестят на свету меньше других.

В «Оригинальном сериале» и первом фильме звания членов экипажа обозначались нарукавными полосами. В последующих фильмах по «Оригинальному сериалу» для этой цели использовались эмблемы на плечевом ремне и левом рукаве. Позже звание стали обозначать количеством точек или лычек на воротнике.

Офицеры, служащие на других кораблях или звёздных базах, носят такую же форму, но значок уникален для каждого места службы и не похож на «наконечник стрелы». Однако в первом фильме «наконечник» уже является эмблемой всего Звёздного флота. Причина этого изменения официально никогда не приводилась, но её можно найти в новеллизации фильма, написанной Джином Родденберри: эмблема была изменена в честь «Энтерпрайза», так как это был единственный корабль в своем классе, вернувшийся из пятилетнего путешествия без серьезного ущерба для судна и команды. В фильме 2009 года «наконечник стрелы» также является эмблемой всего Звёздного флота.

Подразделение обозначается в фильме цветом кружка, на котором закреплена эмблема:

  • белый – командный состав;
  • красный – инженеры;
  • оранжевый – научные сотрудники;
  • золотистый – оперативный состав;
  • зелёный – медики;
  • серый – служба безопасности.

В «Анимационном сериале» форма в целом соответствует костюмам из «Оригинального сериала». Поскольку на телеэкране зелёная форма командиров казалась зрителям золотистой, в анимационной версии ей присвоили золотой цвет. Однако парадная форма осталась зелёной.

Фильмы по «Оригинальному сериалу» Править

Starfleet jumpsuits, mid 2270s.jpg

Форма в первом фильме

В «Фазе II» планировалось также сохранить дизайн формы, однако в первом фильме (2270-е годы) её существенно переработали. В фильме представлены разные типы костюмов: комбинезоны, рубашки, брюки, а также кители, держащиеся на пуговицах или на поясе вокруг талии. Форма всегда носится с ботинками, которые заправляются в штанины. Рукава могут быть как короткими, так и длинными, воротник – стоячим, подвёрнутым или V-образным.

В районе пояса закреплён медицинский сканер, считывающий жизненные показатели своего носителя (он упоминается в новеллизации). Звание, как и в «Оригинальном сериале», обозначается шитьем на рукавах или плечах. Цвета формы – серый, белый, сочетание серого и белого, синий, коричневый, бежевый. Охрана одета в белую форму с коричневыми шлемами и нагрудниками; инженеры носят толстые белые скафандры с ребристыми чёрными воротниками.

В книге, посвящённой съёмкам фильма, Сьюзен Саккетт и Джин Родденберри объясняют смену дизайна формы тем, что разноцветная одежда, хорошо смотревшаяся на телеэкранах, отвлекала бы внимание зрителя в кинотеатрах. Автором нового дизайна был Роберт Флетчер. Однако новый дизайн оказался непопулярен среди актёров, и когда продюсером фильмов стал Харв Беннетт, он изменил дизайн, поскольку не хотел видеть «серый экипаж на сером корабле».

В «Гневе Хана» (2270-е годы) Роберт Флетчер переделал дизайн формы. Новая версия использовалась в последующих фильмах, вплоть до «Поколений», а также в некоторых сериях «Следующего поколения» и «Вояджера», где показываются события прошлого.

James T Kirk, 2293.jpg

Форма в фильмах по «Оригинальному сериалу»

Основной элемент формы этой эпохи – тёмно-красный однобортный китель; вдоль линии, по которой он застёгивается, проходит чёрная полоска (у адмиралов рядом с ней проходит несколько золотых полосок, число которых зависит от звания). Китель застёгивается с помощью плечевого ремня, на котором закреплен знак различия, обозначающий звание. Такой же знак носится на рукаве; под ним находится повязка, обозначающая, сколько лет офицер Звёздного флота провёл на службе. Цвета повязки, воротника, полос на брюках/юбке и плечевого ремня совпадают, обозначая подразделение:

  • белый – командный состав;
  • жёлтый (оттенка охры) – рулевые и инженеры;
  • светло-зелёный – медики;
  • серый – навигаторы, офицеры связи и учёные-исследователи;
  • зелёный – сотрудники безопасности;
  • красный – кадеты, стажёры и младшие офицеры;
  • голубой – вспомогательные службы (например, официанты);
  • синий – штурмовые отряды;
  • чёрный – рядовые, а также офицеры, ещё не получившие официального звания.

У командиров брючные полосы имеют красный, а не белый цвет.

Временами Кирк, Скотт, а также адмирал Морроу носят куртку-бомбер. В фильмах Скотти часто вообще снимает куртку и ходит в чёрной тужурке с многочисленными карманами, удобными для работы инженера. Нижние рубашки он носит без закономерности: под куртку или тужурку он надевает белую рубашку (знак его капитанского звания), но под китель – золотистую (знак инженера).

На левой стороне груди каждый член экипажа носит знак Звёздного флота – «наконечник стрелы». Китель носится с чёрным поясом, пряжка которого также выполнена в виде этого символа. На эмблеме больше не указывается подразделение.

Сотрудники безопасности носят броню, а инженеры – противорадиационные костюмы, примерно такие же, как в первом фильме. Под броню теперь надеваются китель и рубашка. Воротник инженерного костюма – цветной: чёрный цвет обозначает офицера, красный – кадета. Для миссий за пределами корабля предусмотрена тёмно-бордовая куртка с большими карманами, ребристыми белыми нашивками и толстым белым воротником. На её рукавах также присутствуют знаки различия.

Рядовые члены экипажа носят тёмно-красную форму; верхняя часть формы имеет бежевый цвет. Под неё надевается чёрная рубашка. Исключение составляют стажёры, которые носят красную рубашку.

Эпоха «Следующего поколения» Править

Uniform transition 2366.jpg

Форма в «Следующем поколении»

В «Следующем поколении» (2350–2370-е годы) экипаж вновь носит мундиры разных цветов. Форма частично имеет чёрный цвет, а рукава и грудь окрашены в цвет, соответствующий подразделению:

  • красный – командиры и рулевые;
  • золотистый – инженеры, охрана, оперативный состав;
  • синий – научные сотрудники, медики.

В первых сериях часть экипажа (как мужчины, так и женщины) носит вариант формы с обнажёнными ногами, обутыми в высокие сапоги, – сродни женской форме из «Оригинального сериала». Слева на груди каждого члена экипажа закреплён коммуникатор. Знаки различия офицеров представляют собой ряд золотых точек, закреплённых на правой стороне воротника (точки могут быть закрашенными или контурными). Похожий вид они имеют в DS9 и в «Вояджере».

Беверли Крашер иногда носит поверх формы медицинский халат. В более поздних сериях и фильмах при определённом освещении голубой цвет кажется зеленоватым. Жан-Люк Пикард в некоторых сериях носит другой тип формы: серую рубашку с чёрными плечами и воротником, а поверх – красную куртку-бомбер, порой расстёгнутую. Форма может быть снабжена карманами на поясе, предназначенными для ношения трикодера и фазера «Тип 2». В ранних вариантах имеется также небольшой карман слева на поясе, куда помещается маленький фазер «Тип 1», когда открытое ношение оружия нежелательно. Такие же карманы можно видеть в фильмах по «Следующему поколению» и в DS9.

В первых сезонах можно видеть разные типы адмиральской формы, но в шестом сезоне установился окончательный вариант – линия, по которой застёгивается китель, имеет золотой цвет, а знаки различия обрамлены золотой рамкой и находятся по обе стороны воротника. В первом сезоне знак различия адмиралов выглядел как золотой узор наподобие полосы, под ним могла находиться одна или две точки (такие знаки можно видеть в серии «Заговор»).

Парадная форма напоминает мантию, которую нужно запахивать и которая полностью окрашена в цвет подразделения (за исключением плеч, которые остаются чёрными). Её края выглядят золотыми у старших офицеров и серебряными – у прочих. Во втором сезоне и мужчины, и женщины носят парадную форму с чулками; позднее она была немного укорочена и стала носиться с брюками. Подобную же парадную форму носят в DS9 и в «Вояджере».

В некоторых сериях можно увидеть иные варианты формы. Например, у кадетов цвета меняются местами, т.е. в районе плеч одежда окрашена в цвет подразделения, а ниже – имеет чёрный цвет. Их знаки различия выглядят как лычки, от одной до четырёх (вероятно, количество лычек указывает на год обучения). Уэсли Крашер, исполняющий обязанности энсина, носит серый костюм похожего покроя, хотя в сериале ни разу не говорится, что это официальная форма.

Коммуникатор выглядит как эмблема Звёздного флота («наконечник стрелы») на овальном основании. В фильме «Поколения» овал заменили трапецией – это было единственное изменение в форме, прочие остались только в планах. Коммуникатор такого же образца носят персонажи DS9 (с третьего сезона) и «Вояджера».

Дип Спейс 9 Править

Kathryn Janeway, 2371.jpg

Форма в первых сезонах «Дип Спейс 9» и в «Вояджере»

Starfleet training uniform.jpg

Тренировочная форма

В «Дип Спейс 9» появился новый тип униформы (2360–2370-е годы). Она представляет собой комбинезон с открытым воротом, цвета которого подверглись «инверсии»: плечи теперь окрашены в цвет подразделения (цвета не изменились с TNG), а основная часть костюма имеет чёрный цвет. Под комбинезоном носится водолазка серо-голубого цвета, к воротнику которой прикрепляются знаки различия. В свою очередь, под водолазку надевается майка.

Экипажи кораблей, появляющихся в DS9, по-прежнему носят форму из TNG (так, в эпизоде «Маки» коммандер Сиско носит новую форму, а коммандер Хадсон – старую). Вероятно, в этот период существуют разные варианты формы для экипажей кораблей и звёздных станций. Сиско также носит «старую» форму в официальных случаях, в том числе во время прибытия на станцию в начале сериала, а также в то время, когда он временно возглавлял службу безопасности при штаб-квартире Звёздного флота. Кроме того, «старый» стиль сохранился в адмиральской форме.

Кира Нерис и Одо носят баджорскую форму, так как не принадлежат к Звёздному флоту (в конце сериала, приняв командование над станцией, Кира всё же надела флотскую форму).

Штурмовые отряды, участвующие в наземных операциях, носят защитную чёрную форму; грудь пересекает цветная полоса, обозначающая подразделение. Существует также два типа серебристой облегающей формы – для путешествий по дикой местности и для физических тренировок. Подразделение также обозначается цветной полосой.

После выпуска фильма «Первый контакт» в DS9 стал использоваться новый тип формы, описанный ниже (с пятого сезона и до конца сериала).

Вояджер Править

Экипаж «Вояджера» носит ту же форму, что экипаж «Дип Спейс 9» в первых сезонах. Поскольку корабль находится в Дельта-Квадранте без связи со Звёздным флотом, форма экипажа не меняется на протяжении всего сериала. Правда, новую форму всё же можно увидеть несколько раз: в эпизоде «Послание в бутылке» её носит медицинская голограмма, а в последних сезонах – офицеры, выходящие на связь с «Вояджером». В некоторых эпизодах члены экипажа носят парадную форму, почти не изменившуюся со времён TNG.

Б'Эланна Торрес иногда носит поверх обычной формы куртку тех же цветов; в её правом кармане находится небольшой набор инструментов. Это связано с тем, что актриса Роксанн Доусон была на тот момент беременна. Б’Эланна также носила эту куртку, когда по сюжету оказалась сама беременной.

Для Маки, вошедших в экипаж «Вояджера», были введены особые знаки различия. Их форма и звания соответствуют нормальным, но вместо точек к их воротнику крепится сплошная полоска, на которой изображены соответствующие их рангу знаки.

Фильмы по эпохе «Следующего поколения» Править

Для фильма «Поколения» был разработан новый дизайн формы, но в последнюю минуту от него отказались. Как отмечалось выше, изменился только дизайн коммуникатора, общий для всех видов формы. В фильме используются оба типа формы (из TNG и DS9); порой в одном кадре герои одеты в форму разных видов. Некоторые герои по ходу фильма меняют старую форму на новую, а затем обратно (например, капитан Пикард в финальной сцене). Видимо, в этот период форма «нового» типа начинает использоваться и на кораблях.

Starfleet uniforms, post-2373.jpg

Поздний вариант формы

В фильме «Первый контакт» появился новый тип формы, который впоследствии перешёл в DS9 (2370-е годы). Эта форма включает нижнюю рубашку, чей цвет обозначает подразделение, мундир и чёрные брюки. Расцветка мундира напоминает предыдущий тип формы: ниже плеч он по-прежнему чёрный, но область плечей шьётся из плотной «полосатой» ткани синевато-серого цвета. Цвет подразделения также имеют ленты на запястьях. Расположение коммуникатора и знаков различия не изменилось. Капитан может при желании надеть вместо мундира безрукавку похожей расцветки (правда, серый цвет здесь простирается ниже).

Starfleet dress uniform, 2375.jpg

Поздний вариант парадной формы

В фильме «Восстание» появился новый тип парадной формы. Она включает белый китель и чёрные брюки (оба элемента одежды украшены золотым шитьём), а также нижнюю рубашку (белую для офицеров в ранге капитана и выше, серую для остальных). Знаки различия по-прежнему носятся на воротнике, а коммуникатор – слева на груди. В отличие от предыдущего варианта парадной формы, на подразделение здесь указывают только нарукавные ленты. Эту форму можно также видеть в эпизоде «Перед оружием смолкает закон» (DS9).

Энтерпрайз Править

Файл:Starfleet command uniform, 22nd century.jpg

Главной частью формы в «Энтерпрайзе» (XXII век) является синий комбинезон, под который надевается тёмная рубашка с длинными рукавами. Знаки различия закрепляются на правом плече и, часто, на бейсболке. Существует также «пустынный» вариант, состоящий из белой рубашки и брюк цвета хаки. На правом предплечье присутствует нашивка Звёздного флота Объединённой Земли в виде стилизованного «наконечника стрелы». Другая нашивка закреплена на левом предплечье и выглядит как эмблема корабля, на котором служит офицер.

Подразделение обозначается цветом рамки, окаймляющей плечо. Цвета рамки напоминают цвета из TOS – золотой для командиров, красный для инженеров и службы безопасности, зелёный для научного и медицинского персонала, красный+белый для высших офицеров. На правом плече также крепятся знаки различия. Мужчины и женщины носят одинаковую форму. Комбинезон снабжён карманами, застёгивающимися на молнию, а нижняя рубашка застёгивается на пуговицу.

В других сериалах зрителю не удастся найти молний и пуговиц – Джин Родденберри запретил их использование, считая, что в будущем они устареют. Однако в «Энтерпрайзе» они активно используются, так как, по мысли дизайнера, в то время ещё не были изобретены более совершенные застёжки. Форма из «Энтерпрайза» напоминает лётные костюмы НАСА. Кое-кто из актёров, игравших в предыдущих сериалах, говорил, что чувствует зависть к актёрам из «Энтерпрайза», поскольку те носят более удобные и привычные костюмы.

Парадная форма достаточно похожа на обычную, но на ней нет карманов, а знаки различия крепятся на обоих плечах. Под неё надевается белая рубашка; в некоторых случаях также может быть надет фрак.

Кроме того, существуют другие разновидности одежды. Многие из них используются во время высадок – например, полярный костюм и скафандр. Нижнее бельё имеет насыщенный синий цвет и также изготовлено в едином стиле.

Хотя Т'Пол занимает положение, близкое к рангу первого офицера, она не носит какой-либо формы: её собственная одежда снабжена нужными нашивками и цветными полосами. Исключение составляют серии «Сумерки» и «Инкубатор», где это было продиктовано внешними обстоятельствами.

Перезапуск Править

Chekov, Kirk, Scott, Bones, Sulu, Uhura.jpg

Форма в «Звёздном пути XI»

Форма, представленная в «Звёздном пути XI» (2250-е годы), в целом повторяет форму из TOS, но с некоторыми изменениями. Так, «наконечник стрелы» представляет эмблему не только «Энтерпрайза», но и всего Звёздного флота. Теперь он больше похож на отдельный значок (правда, пришитый к рубашке) и имеет серебристый оттенок вместо золотого. В качестве формы носится стёганая рубашка с просторным воротником (цвета рубашек соответствуют прежним). Под неё надевается нижняя рубашка чёрного цвета. Как и в оригинальном сериале, женщины носят короткие юбки. Рукава женской формы могут быть и короткими (как у Ухуры), и длинными. Практически у всех женщин ногти покрыты лаком (чёрным у Ухуры, красным у прочих), чего нет в прочих фильмах и сериалах. Ещё одно отличие заключается в том, что такую форму носят только экипажи звездолётов. Прочий персонал носит чёрные комбинезоны, которые значительно сильнее напоминают военную форму. Парадная форма имеет красный цвет. Форма адмиралов сознательно сделана похожей на ту, что использовалась в первом фильме.

Кроме того, в фильме показана форма образца 2230-х годов.

Техническая сторона съёмок Править

  • Форму для съёмок «Оригинального сериала» поначалу шили из велюра. Она быстро садилась после химчистки и легко рвалась, поэтому после второго сезона форму стали шить из нейлоновой ткани наподобие той, из которой сделаны костюмы профессиональных бейсболистов.
  • В первых сезонах «Следующего поколения» форма представляла собой комбинезоны из спандекса, которые были малы для актёров и растягивались при ношении. Исполнителям решительно не нравилась теснота костюмов и отсутствие в них карманов. После того как массажист Патрика Стюарта предупредил съёмочную группу, что ношение такой формы может повредить здоровью, актёрам удалось убедить костюмеров постепенно сменить форму на шерстяную. Большинство актёров начало носить с третьего сезона шерстяные костюмы, состоящие из рубашки со стоячим воротником и брюк. Форма из спандекса продолжала использоваться на съёмках, но в основном её носили статисты.
  • Среди дизайнеров, работавших над костюмами в ходе создания сериалов и фильмов, выделяются Уильям Вэйр Тейс, Роберт Флетчер, Боб Блэкмен и Майкл Каплан.

См. также Править

Также на Фэндоме

Случайная вики